Загрязнения, появляющиеся в медитации

x_a93d5b5a1. Упаса. Ощущение появления ауры вокруг тела. Это не достижение, это только начало. Мелкие результаты. Не обращайте внимания на ауру, которую вы видели, или которая возникла у вас.2. Прити. Мурашки. У человека, давно практикующего, мурашки могут возникать сразу, только он закроет глаза. Приятное физиологическое ощущение. Концентрация больше, чем обычно; спокойствие больше, чем обычно. Мой ученик в Таиланде медитировал два часа, усмехается сам себе: “Хорошо…” Что хорошо? Не обращайте внимания, перенесите свое внимание на концентрацию в голове.
Эти первые ловушки – самые простые.

3. Випасанаяна. Очень яркая концентрация, состояние “Человека дождя”. Например, сразу после прочтения книги. Человеку кажется, что он Будда или Архат. Я в 11 лет запомнил целую книгу мантр за 7 дней. Думал: “Достиг”. Наставник сказал: “Просто у тебя яркий ум”. Если на основе этих ощущений возникает привязанность к результатам – это опасно.

4. Пасати. Физическое спокойствие, неглубокий его уровень. Например, молодой человек очень сильно любил девушку, а она его бросила. Парень не хочет никого, решил уйти в монастырь. В результате такого успокоения своего сексуального состояния делает вывод: “Очень хорошо, что она меня бросила – это мое духовное достижение”. Можно зависнуть в этом на 10-15 лет. На самом деле это сексуальная проблема.
Или в такой же ситуации решил быть как женщина: одеваться, хорошо готовить, быть аккуратным в быту. И опять же думает: “Я достиг”. Опять не то.

5. Сукха. Счастье. Радость от спокойствия. Это тоже не достижение. Один мой друг долго был бедным. И вдруг бизнес пошел, парень разбогател. Продал свое российское предприятие за 15 млн. долларов и уехал в Америку. Растратил деньги – встретил там украинку, она его обокрала; ничего не осталось. Вернулся в Россию: “Чатри, помоги мне найти работу”. Духовная практика – тот же бизнес: идти дальше, не останавливаться. В духовной практике останавливаться нельзя, делать паузу нельзя, как в любом деле. Я сам 15 лет назад знал английский лучше, чем сейчас. Каждое свое достижение надо оценивать, оглядываясь назад; иногда влево – вправо. Двигаться вперед, не останавливаться никогда, продолжать.

6. Атимокша. Уверенность, что душа очень чистая и очень сильная. Без ума, как бык – только вперед. Человек сам себе думает: “Все правильно”. Надо смотреть уровень и качество уверенности. Какая уверенность? Например, во время лекции студент кивает на мои слова: “Правильно”. Я спрашиваю его: “Почему правильно? А если я обманул?”. Не обязательно буддийский монах все скажет правильно. Будда сказал: “Если ты мне веришь, а сам не проверил – ты дурак”. Или вы в чем-то уверены, потому что мама или папа сказали. Но бывает и дурацкий отец. Люди делают много глупостей из-за верных друзей. Сначала возникает доверие, затем уверенность в постоянной правильности их слов, а из этого появляются заблуждения.
Мой брат, бизнесмен, говорит: “Встречаешь нового партнера, первая сделка выгодная, доходная; вторая – тоже. На третьей сделке будь готов к тому, что твои партнеры могут обмануть тебя”. Так и в духовной практике – до конца нельзя верить никому: ни себе, ни своим результатам. Уверенность без рассмотрения – ошибка.

7. Покаха. Слишком сильная настойчивость или терпение. Нормальный человек может сидеть в медитации три часа. Но восемь – это уже не нормально. Может быть, чтобы поразить других. Слишком настойчивый человек бывает неприятен. Особенно, если мужчина звонит, пристает к девушке: “Ты где была? Чем сейчас занимаешься?” и т.д.
Глупая настойчивость не дает результата. Например, слона невозможно остановить веревкой. Не вешайте веревку на ногу слона. Контролировать слона легко: сидеть на шее и бить палкой по голове, в макушку – если нужно. Только мудрость, внимательность и настойчивость управляют слоном. Погонщик бьет маленькой железной палкой слона, когда тот идет не туда, куда хочет погонщик. Маленький погонщик – 50 килограмм. Огромный слон – четыре тонны. Маленькая палка. Но точный удар в макушку делает свое дело. Когда слишком настойчиво – неприятно. Ко мне в монастырь пришла сестра поговорить, а парень звонил ей одиннадцать раз за те два часа, что она была у меня. Сестра сказала: “Я устала от его звонков, поговори с ним”. Я звоню этому мужчине, объясняю ситуацию, а он мне отвечает: “Я ее люблю”. Надо делать комбинацию и адаптацию. Средний путь.

8. Упатана. Слишком сильная концентрация. Это напряженность. 24 часа в сутки человек себя контролирует – это уже слишком много. Это духовная, медитативная напряженность. Хорошо, что есть концентрация, осознанность, внимательность. Но бескомпромиссность – это уже слабость. Надо делать комбинацию. Будда потому и выигрывал. Расслабляться иногда.

9. Упека. Все под контролем, но мне все равно. Зачем тебе тогда нужна
духовная практика, если тебя “не касается”? Нравственность, равностность – хорошо, но если всегда так, то нет развития.

10. Никанти. Нравственность. Тонкость. Очень тонкие ощущения. Когда вода без волны, ровная. До цунами за два-три дня нет волны. Сестра была там, сказала: “Странно – очень спокойно”. Она уехала. А потом было цунами. Под спокойной водой слишком горячо. Слишком много спокойствия – опасно. Будда показывал эмоции – но это его умение. На агрессивного человека кричал, часто говорил: “Уходи отсюда”. Комбинация: надо владеть собственными эмоциями и эмоциями человека, чтобы научить.

Абсолютная равностность не дает никакого развития. “Деньги, одежда, уборка, обучение других – ничего не хочу”, – только дурак может так говорить. Если человек постоянно говорит об ауре, чакрах и т.д. – до настоящего развития далеко.
И еще о карме. Многие думают, что концепция кармы – это шантаж. Карма – это наши дела, слова, мысли. Что говорили, то и получаем. Верить не обязательно – в любом случае получаете результат. Надо не верить, а думать правильно. Концепция кармы не для того, чтобы люди верили “в буддизм”. Духовные практики нам нужны, чтобы получать результаты, пока мы живые. Не только после смерти. Научить, как жить сейчас, а не после смерти. Откладывать так далеко результаты глупо. Умные люди не будут смотреть передачу, где все “после смерти”. С нами Дхарма, Бог. И карма – не после смерти, прямо сейчас. Закон Бога, кармы человек может ощущать прямо сейчас.

Сегодня Рождество. Мантра, которую вы сейчас услышите – для Иисуса Христа. Он был великим духовным учителем.