Как изучать Дхамму

Прежде всего я хотел бы выразить свою радость, поскольку вы все пришли сюда, заинтересованные в изучении Дхаммы. Я также хотел бы поблагодарить каждого из вас за то, что вы помогли сделать это место полезным.

Буддадаса

Сегодня я хотел бы поговорить о том, как и какую пользу можно получить от изучения Дхаммы. Если вы получите какую-либо пользу от буддизма, вы будете буддистом, вне зависимости от прохождения церемонии посвящения. Посвящены вы или нет – не имеет абсолютно никакого значения. Что на самом деле важно, что имеет значение – получите ли вы что-то полезное от учения Будды. Поэтому мы поговорим о том, что вы можете извлечь из него. Если вы знаете, что получили некую пользу от буддизма, тогда вы знаете, что такое буддизм. Пока вы не знаете, что вы приобрели, вы не знаете ничего о буддизме. Поэтому давайте поговорим об этих вещах, которые можно получить: тогда вы будете понимать буддизм и станете буддистом автоматически.

Во-первых, вы получите лучшую вещь, которую может получить человек. Вы получите высшее, чего человек может добиться. Эту вещь в двух словах мы можем назвать Новой Жизнью. Так что давайте поговорим о характеристиках Новой Жизни. Для начала я хотел бы, чтобы каждый забыл, к каким верам, к каким сектам он принадлежал, какие убеждения имел. На время забудьте обо всем этом, чтобы быть в состоянии понять, что будет сказано сейчас. Отложите в сторону эти убеждения на время. Даже если вы больше верите в науку, чем в одну из так называемых религий, отложите и это в том числе.

Буддадаса Бхиккху

В действительности буддизм имеет много общего с наукой, но это наука ума, наука духа, нежели наука о физических вещах. По этой причине это будет нечто новое для вас. Первая вещь, на которую я хочу обратить ваше внимание: буддизм – это лекарство. Это средство от болезни. Это очень необычное и особенное лекарство, потому что оно может приниматься каждым. Не важно, какую религию вы исповедуете, из какой страны приехали, каково ваше этническое происхождение, на каком языке вы говорите, какое образование имеете. Независимо от личных обстоятельств, все могут использовать это лекарство. Дхамма – это как современные таблетки, которые предназначены для лечения физических болезней. Эти препараты могут принимать люди по всему миру, несмотря на религию, страну, происхождение. Люди по всему миру могут использовать эти средства с целью лечения заболеваний. Дхамма имеет сходство с ними. Она как аспирин. Где бы мы ни были, мы можем выпить пару таблеток, чтобы избавиться от головной боли.

Так что Дхамма – это лекарство, способное вылечит «рог». «Рог» – это тайское слово, которое происходит из языка пали и обычно переводится как «болезнь». Но подумайте об этом тайском, палийском слове, поскольку его настоящее значение несколько полезнее. Оно значит нечто, что пронзает, вторгается. Дхамма есть то, что способно излечить вторжение, проникновение, этот «рог».

«Рог», о котором мы говорим, духовный. Мы можем назвать это духовным заболеванием. Физические болезни проникают в тело, духовные болезни проникают в ум. Если у нас нет духовных заболеваний, изучать Дхамму – пустая трата времени. Поэтому каждому стоит рассмотреть эти два вида болезней: физические, болезни тела, и духовные, болезни ума. Посмотрите на себя: прямо сейчас есть ли у меня духовное заболевание? Я свободен или я переживаю его? Так мы начнем изучение Дхаммы, распознав болезни, от которых страдаем. Мы увидим болезни, проникающие в наши умы, в наш дух. Нужно смотреть и наблюдать внутри себя, чтобы увидеть, какие духовные болезни имеются и в чем проявляются. Нужно смотреть вовнутрь.

Если мы не сделаем этого, у нас не будет должной основы для изучения буддизма. Необходимо иметь понимание болезни, от которой мы страдаем.  Иначе мы будем изучать буддизм глупым и бесполезным образом. В действительности большинство людей имеет некоторые знания о своих духовных болезнях, но у большей части эти представления скудны и размыты. Прежде всего остального мы поговорим о духовных болезнях, чтобы внести немного ясности, помочь увидеть болезнь внутри себя.

Первая группа болезней – это проблемы, которые волнуют, беспокоят и тревожат ум. Их корень находится в старении, недомогании и смерти. Это первая группа заболеваний. У нас всех есть проблемы, истекающие из факта, что мы все вынужденно постареем, будем болеть и умрем. Эти проблемы являются первым предметом, который следует рассмотреть. Это первичный источник духовных болезней.

Потом есть другие, различные проблемы общего характера, проистекающие из факта, что:

  1. мы разлучаемся с любимыми вещами;
  2. мы встречаемся с тем, что нам не нравится; мы вынуждены переживать то, что мы не любим;
  3. мы не всегда можем получить желаемое.

Эти три ведут к возникновению проблем и духовных болезней. Прежде всего каждый должен быть знаком с этими болезнями, с этим проблемами, которые он переживает внутри. Вот почему есть принцип, что Дхамма должна изучаться изнутри, а не из вне. Внутри, а не снаружи. Итак, научитесь этим вещам у жизни, из всех тех вещей, которые вы переживаете внутри этого тела. Знания, которые мы получаем извне, например из книг, могут быть полезны, но их недостаточно – недостаточно для излечения духовной болезни. Поэтому мы должны учиться внутри себя. Только глядя внутрь себя мы сможем прийти к полному пониманию этих духовных заболеваний. Внешний тип обучения, которым мы заняты сейчас, будь то чтение книг, слушание лекций, беседы, могут лишь объяснить вам технику, метод внутреннего обучения. Внешнее обучение касается только того, как учиться внутри себя. Потом вы должны приступить к этому внутреннему обучению для того, чтобы понять Дхамму. Я хочу подчеркнуть, что всем вам следует начать внутреннее изучение проблем, которые вы переживаете внутри. Придите к пониманию этих вещей.

Пожалуйста, взгляните на проблемы, которые возникают из-за старения, болезней и смерти.  Мы боимся старения, болезней и смерти. Все проблемы, большое множество проблем самых разных уровней возникают из старения, болезней и смерти. Нам следует посмотреть на них, будто мы берем в руку песок и рассматриваем его внимательно, пока не увидим отчетливо Это необходимо сделать внутри по отношению к старости, болезням и смерти. Точно таким образом, нам так же необходимо ясно видеть проблемы, возникающие из:

  • необходимости разлучаться с любимыми вещами;
  • необходимости встречаться с тем, что мы не любим;
  • желания чего-то и неполучения этого.

Нам нужно понять и эти проблемы отчетливо. Результаты этих проблемы – дуккха, как физическая, так и духовная. Это проявляется во многих формах. Одна форма – страдание, или грусть, печаль, отчаяние, плач, разочарование, агония, сетование. Есть и другая – черствость сердца. На языке пали – «упая». На самом деле, не так важно, как мы называем эти вещи, вы не должны знать их названий. Но вы должны знать, каковы эти вещи, когда вы переживаете их. Вы должны знать их изнутри. Если вы знаете их названия – тоже хорошо, но знайте их тогда, когда вы переживаете их. Это симптомы болезней, которые мы подхватили. Это плоды, результаты этих заболеваний. А Дхамма – это лекарство от этого духовного недуга. Поскольку мы занимаемся заболеванием духовным, то Дхамма – предмет ума и духа. Будда был тем, кто понял эту болезнь, нашел средство от этой болезни, и использовал средство с целью освободить себя от болезни. Сделав это, Будда стал способен обучать этому средству и способу его использования. Стал способен учить нас о болезни, о лекарстве и о способе применять его. Пожалуйста, понимайте Будду таким образом.

Если у вас есть духовная болезнь, тогда есть смысл интересоваться Дхаммой. Тем не менее, если у кого-то из вас нет никаких болезней, то это пустая трата времени, и вы можете идти домой. Поэтому призываю вас пойти домой, если вы не больны.

Buddhadasa

Теперь мы поговорим о Дхамме, которая является средством от болезни. Эта Дхамма имеет несколько этапов. Когда мы начинаем, мы слушаем людей, которые говорят о ней: мы учимся, это первое. Потом, когда у нас появляется некоторое знание о Дхамме, мы используем это знание. Первым делом мы обучаемся, потому что ничего не знаем об этом. Далее мы обретаем знание. И, наконец, мы применяем это знание, мы практикуем его.

Давайте еще раз рассмотрим эти три вещи несколько иначе. Сколько бы мы ни учились Дхамме, сколько бы информации ни имели, всё это может не быть нужным видом информации. Мы должны учиться до тех пор, пока не получим подходящие знания таким образом, чтобы перейти на второй уровень, когда мы говорим, что у нас есть Дхамма. Сначала у нас есть информация о Дхамме, но потом нам нужно получить Дхамму. И только когда у нас есть Дхамма, настоящая, подлинная Дхамма, мы можем ее практиковать, можем применять ее и использовать.

Во-первых, мы развиваем знания о Дхамме, идеи, точки зрения и так далее. Но нам нужно перейти на этап, где мы владеем Дхаммой. Не только знанием о ней, а Дхаммой самой по себе. Тогда мы можем использовать ее. Итак, эти знания, без которых нам не обойтись, должны быть верными, корректными, подобающими знаниями о Дхамме. Но просто иметь верное знание мало: мы должны обладать достаточным количеством этого верного знания.

И это знание должно быть «быстрым». Потому что если оно недостаточно быстрое, оно никогда не будет там, где мы в нем нуждаемся. Оно никогда не будет поспевать вовремя. Наличие этого знания где-то на дне нашего ума не лечит духовную болезнь. Поэтому мы должны быть экспертами, должны быть очень компетентны в этом знании. Итак, оно должно быть правильным знанием о Дхамме, достаточным, быстрым и очень искусным, эффективным, чтобы быть в состоянии излечить духовную болезнь.

Оно должно быть способно не только узнать и понять духовную болезнь, присутствующую в данный момент, но и духовную болезнь, когда она возникает. Так, чтобы мы распознали ее не тогда, когда уже страдаем, но во время ее возникновения. Это то, что мы должны изучать внутри себя, это знание мы должны развивать.

Вы все должны знать, что Будда говорил только об одной вещи, и не говорил ни о чем ином. Единственным, чему учил Будда, была дуккха и прекращение дуккхи. Будда учил только о духовных болезнях и способе их лечения. Он не говорил ни о чем другом. Если кто-либо имел вопросы о других вещах, Будда не хотел терять свое время и время остальных.

В настоящий момент мы теряем много времени на изучение всевозможных вещей. Многие вещи могут вызывать любопытство и интерес. Например: «Буду ли я снова рожден после смерти?». «Где я буду рожден?». «Как я буду рожден?». Пожалуйста, не тратьте свое время на эти вещи. Используйте данное время и сосредоточьтесь на изучении дуккхи и полном искоренении дуккхи. Это то знание, которое надо копить, таким изучением надо заниматься. Не утруждайтесь изучением других вещей. Будда учил только о дуккхе и полном прекращении дуккхи. Он говорил, что мы изучаем это изнутри, в нашем живом теле. Когда тело погибнет, больше в этом не будет никакого интереса. Но теперь, пока есть жизнь, непрерывно изучайте дуккху, духовную болезнь, и полное ее прекращение. Лекарство от духовной болезни. Внутри вас самих.

Повсюду в мире нет интереса к вопросу дуккхи и ее прекращения. Во всех школах мира этому не уделяется никакого внимания. Это не изучается в университетах. В школах и университетах учат только разумности, запоминанию множества фактов и способности манипулировать ими, чтобы предстать умным. Так люди обучаются способу зарабатывать много денег. Это то, что представляет собой образование в мире. Быть смышлёным и зарабатывать много денег. Но дуккха и полное прекращение дуккхи полностью игнорируется.

Мы считаем, что образование в этом мире несовершенно. Потому что во всех этих школах и университетах учат только двум вещам: общей базе знаний о внешних вещах и тому, как заработать на жизнь. Этого недостаточно. Школы и университеты совершенно не учат тому, как быть полноценным человеком. Как быть человеком, свободным от дуккхи, свободным от духовной болезни. Вот почему мы считаем, что образование в мире несовершенно.

Но правильным и должным является то, что каждый из вас пришел сюда с целью заняться другим видом образования, обучиться, каким образом быть людьми, свободными от дуккхи, как освободиться от духовной болезни и проблем. Это правильное образование, хорошо, что вы заинтересовались и пришли сюда.

Говоря коротко, здесь мы изучаем, как быть человеком. Что мне нужно делать, чтобы быть человеком? Если кто-то вам говорит, что вы недочеловек, не злитесь, пожалуйста, и не расстраивайтесь (смеется). Во-первых, вам нужно взглянуть и увидеть, что значит быть человеком. Какого быть человеком? Что такое человечность? В языке пали есть слово «манусая». Это очень хорошее слово, его значение крайне полезно. Буквально оно означает того, чей ум находится на высоком уровне. Мы можем использовать такой пример: если случилось наводнение, ум находится выше уровня воды, выше потока проблем. В этом смысле быть человеком – значит иметь ум, который выше трудностей. Вот что значит быть человеком.

Дхамма – это вид знания, который в точности объясняет нам, как быть человеком. Так что мы можем стать полноценным, завершенным человеком, а не просто принимать участие в маскараде, в телах, которые выглядят, как люди. Если вы действительно человек, то вы выше проблем, так что учитесь и исследуйте, становитесь людьми в полной мере. Работайте над тем, чтобы ваш ум, ваш дух стал выше всех проблем.

Проблемы, о которых мы говорим здесь – это дуккха, неудовлетворенность, страдание, духовная болезнь. Это вещи, которые мы не можем вынести, с которыми не можем смириться. Когда эти проблемы возникают, мы не можем справиться с ними, поэтому мы начинаем носиться вокруг, пытаясь избежать их, пытаясь оторваться от них. Это вызывает тревогу, нам не комфортно, мы не счастливы, у нас нет чувства благосостояния. Значение слова дуккха – невыносимо, нестерпимо. Мы не можем смириться с этим.

Повторим еще раз, что если у вас нет никаких проблем, если у вас нет дуккхи, тогда вам не нужно тратить время на изучение Дхаммы. Можете с таким же успехом идти домой. Но если у вас случаются проблемы – хотя бы небольшие – тогда взгляните на них, тренируйтесь наблюдать за ними, попытайтесь найти лекарство. Научитесь, как пользоваться лекарством.

Я достаточно смелый, чтобы заявить, что у всех есть проблемы. У всех. Поэтому всем полезно изучение Дхаммы. Все проблемы, которые есть у каждого, одинаковые. Это одна и та же проблема. Эта единая проблема происходит из старения, болезни и смерти. Из того, что мы не можем получить все вещи, которые хотим. Из того, что мы не можем поддерживать жизнь этого тела вечно. Мы не можем всегда делать так, как хотим. Эта проблема едина для каждого.

Здесь мы должны использовать научный, или близкий к научному метод, чтобы решить эту проблему, вылечить болезнь. Мы используем научный подход, потому что философия и логика не способны решить эту проблему. Сегодня людям в мире очень нравится философия: есть множество философий и вещах всякого рода. Проблема с этими философиями в том, что они не могут решить проблему. Может, они интересны и увлекательны, но проблему не решают.

Теперь, пожалуйста, поразмыслите о том, о чем вы уже наверняка слышали – о четырех благородных истинах. Благородные истины – это научный принцип ума, центр буддизма. С ними мы можем исследовать конкретную проблему, как она есть. Нам не нужно полагаться на гипотезы. Многие из нас знакомы с гипотезами в научном методе, когда мы делаем гипотезу и проверяем ее. Мы делаем предположения или прогнозы. Но с четырьмя благородными истинами нам не нужно этим заниматься. Не надо строить гипотезы. Вместо этого мы смотрим непосредственно на реальность.

Четыре благородные истины это: дуккха(1), причина дуккхи(2), устранение причины ведет к устранению дуккхи(3), путь устранения причины, чтобы дуккха больше не возникала(4). Они имеют научные характеристики, научную аргументацию, научную методологию. Мы можем применить их к реальным вещам, к реальности.

Когда мы изучаем книги, мы изучаем гипотезы – идеи и мнения. Даже если мы читаем книгу о четырех благородных истинах, это все еще просто гипотезы. Это не наука, это философия. Философия всегда приглашает нас играть с гипотезами. Но это не буддизм. Если мы хотим изучать Четыре благородные истины по-научному, то должны изучать реальность, а не идеи и мнения о ней. Изучайте реальные вещи, изучайте дуккху, когда вы переживаете её. Придите к пониманию причины дуккхи, испытайте на опыте эту причину, придите к пониманию того, что конец дуккхи достигается устранением причины. И придите к пониманию пути, который ведет к устранению причины и устранению дуккхи.

Слушать лекции и читать книги о буддизме – это не буддизм. Это просто гипотезы о буддизме. Вам нужно противоположное – практика, опыт, реальность этих четырех благородных истин. Не застревайте в этих гипотезах, но смотрите вовнутрь, изучайте внутри себя, исследуйте вещи, когда они действительно происходят. Пока вы занимаетесь гипотезами, пока вы задаете вопросы только на интеллектуальном уровне, пока ваше понимание только интеллектуально – это не буддизм, это просто игра с идеями. Вы еще даже не близко.

Чтобы по-настоящему узнать, что такое буддизм, мы должны иметь дело с реальностью, а не с мнениями и ней. Убедитесь, что вы рассматриваете реальность, а не философию. Если вы изучаете буддизм по книгам, вы все время будете думать, что это философия. Потому что большинство людей, пишущих книги о буддизме, подходят к нему как к философии. Они не понимают буддизм, поэтому их удел – заниматься философией о нем. Они не знают, о чем говорят. Все эти книги, которые люди читают о буддизме, могут только утверждать, что буддизм – философия. Это абсолютно неверно, это никак не связано с буддизмом, это не истина. Эти книги могут вам немного помочь, но это не буддизм. Неважно, сколько профессоров и исследователей будет говорить, что буддизм – это философия. Это не так.

Эту идею, что буддизм – философия, закройте где-нибудь в шкафу и посмотрите на четыре благородные истины. Отложите ее в стороны и изучайте внутри себя – причину дуккхи, окончание дуккхи, путь к окончанию дуккхи. Если вы будете исследовать их, сможете понять их и применить знание на практике, то через некоторое время сможете положить конец некоторым проблемам. И когда вы сможете положить им конец, то вы поймете, что буддизм – это не философия. Когда вы исследуете четыре благородные истины в достаточной мере, чтобы положить конец некоторой дуккхе, тогда вы поймете, что буддизм – это наука. А также вы поймете, что это не только наука, но и религия. Под религией мы понимаем то, что связывает человека с наивысшим. Вы поймете, что буддизма – это наука и религия одновременно. Это религия, способная идти вместе с наукой. Все, к пониманию чего приходит наука, буддизм может принять, он не в разногласии с наукой.

Если вы похожи на большинство людей в мире, вы не увидите в буддизме религию, потому что большинство людей верит, что в религии должен быть бог или много богов. Если таково ваше понимание, то оно скорее поверхностно. Почему бы вам не посмотреть на это следующим образом? В мире есть два вида религий: теистические и атестические. Теистические религии постулируют бога как наивысшее. Приверженцы этих религий верят в бога или богов.

Буддизм атеистичен, он не верит в бога-творца как личность. Буддизм не утверждает и не предполагает существования бога как личности, но он верит в истину и учит об истине. Глубочайшие, наиболее значительные истины о человечестве и о жизни – четыре благородные истины – являются наивысшими в буддизме. Эти истины в буддизме эквивалентны богу или богам теистических религий. Оба типа религий основаны на чем-то высшем. В буддизме это наивысшее имперсонально, не имеет личности. В теистических религиях наивысшее имеет личность, это индивидуальное существо или сила.

Если вы посмотрите на слово «религия» в этимологическом словаре, то увидите, что оно происходит от латинского religare, что значит связывать или соблюдать (в смысле делать и практиковать).Слово религия значит соблюдать то, что связывает человека с наивысшим. Это значение религии, оно не связано с богом.

В буддизме, если так хотите, есть бог. Бог буддизма – закон природы. То, как вещи работают. Это можно описать словом «идха-паччаята» – если есть то, то есть это. Это закон причины и следствия, это закон природы. Бог в буддизме – не личность, закон природы – имперсональный бог.

Многие западные исследователи и авторы, выступающие со своими трудами о буддизме, продолжают утверждать, что это философия, а не религия. Это основано на их собственном непонимании. Они даже не взглянули на слово «религия» в словаре, но уже пишут книги об этом. Поэтому, пожалуйства, не делайте поспешных выводов о том, что есть религия. Придите к пониманию, что буддизм – это тоже религия. Не делайте таких же ошибок, которые совершают эти исследователи, думающие, что в религии необходим бог как личность. Это только один тип религии, буддизм относится к другому типу, который имеет имперсонального бога. Это научная религия, основанная на научном принципе, а не на чистой вере, не на чистых ритуалах. Она основана на практике, на эксперименте, на исследовании, на прямом опыте.

Пожалуйста, никогда не забывайте, что буддизм – религия. Он связывает человека с наивысшей вещью.

В большинстве религий есть некого рода создатель. В большинстве религий создатель – бог как личность. Индивидуальный бог с личными свойствами. В буддизме тоже есть создатель, но этот создатель – имперсональный бог, закон природы, Дхамма. Дхамма в смысле идхапаччаята, что значит «если то, то это возникает». Это закон причины и следствия, процесс обуславливания одних вещей другими снова и снова. Это естественный эволюционный процесс. Это создатель в буддизме.

Если вы поняли, что было сказано, то вы поняли, что дуккха и конец дуккхи – имперсональный бог в буддизме. Тогда вы в точности поймете, в чем заключается Дхамма. Вы будете знать, что это наука, а не просто философия. Этот момент очень важен. Это гарантирует, что вы будете практиковать правильным, должным образом, согласно буддизму. Что вы не создадите проблем, практикуя то, что не является буддизмом. Держите это в уме – это защитит вас в практике Дхаммы.

Если у вас есть такое знание, значит у вас есть лекарство. Но обладать лекарством недостаточно. Если у нас болит голова и есть аспирин в аптечке – головная боль не пройдет. Знание, которое у нас есть, мы также должны использовать, должны принять лекарство. Только знаний не достаточно, нужно их практиковать.

Если мы примем духовное лекарство, то излучим духовную болезнь, а значит наш дух будет освобожден, будет свободен от дуккхи и от проблем. Все религии говорят об освобождении или свободе, но только буддизм говорит о свободе от всех болезней, от всех проблем, которые мы обсуждали в начале.

Я надеюсь, что вы поняли истинный принцип и истинную цель этих знаний и этой практики. Если вы поняли, вы будете в состоянии постепенно решить ваши проблемы, излечить духовную болезнь. Если у вас есть правильное понимание принципа и цели, это защитит вас от создания новых проблем. Наша цель – решить проблемы, а не создать новые. Если вы поняли, вы будете развиваться в изучении и излечении духовной болезни. Больше подробностей мы вынуждены рассмотреть в следующий раз.

И вновь я хочу выразить свою радость и одобрение правильной практики, того, что вы пришли для работы над проблемой, над этой болезнью. И снова хочу вас поблагодарить за то, что вы помогли сделать это место полезным.