6 типов характера

6 типов людей (Лекция Аджана Чатри в Дацане — 26.02.2013)

Предисловие

Шесть типов людей. В это понятие охватывает много национальностей, много рас, много культур и много религий. Среди 6 типов людей очень много непонимания, ведь даже люди, которые находятся в одной стране, имеют очень много разногласий. Каждый человек хочет видеть других людей такими, как он представляет.

«Я хочу, чтобы все вели себя, как я».

«Я очень люблю тишину, когда тихо: тихо сидеть, тихо говорить, аккуратно кушать».

«Я очень люблю кушать рис, и я хочу, чтобы люди кушали рис, как я».

На самом деле мы не можем сделать, чтобы люди жили, как мы. У вас есть характер, манеры, привычки, и я не могу сделать так, чтобы вы думали, как я. Вы тоже не можете контролировать меня. Будда говорил: люди, которые находятся в этих категориях, имеют разные манеры поведения, разные привычки и, как говорится, разные истории жизни. Поэтому Будда выделил 6 типов человека. Поведение человека на санскрите называется «чарита». На западе есть научная модель, которая называется эннеаграмма – это разделение людей на типы: путешественник, мыслитель, учитель… Примерно 9 категорий. Но еще 2500 лет назад Будда дал разделение людей на 6 типов, которые называются «чарита». У нас разное поведение, разные привычки, воспитание.

Даже если родители одни. У меня 8 братьев и сестер. Мы очень разные – 9 человек, и я в том числе. Есть один старший брат – у него такие манеры, мнение, поведение, а у второго брата – другие. Один брат любит улыбаться, другой – нет, шуток не любит. Я не хочу преподавать в школе, как первый брат. Первая сестра любит красоту, целый день думает о красоте – надо покрасить волосы, и чтобы всегда была аккуратная одежда. А вторая думает только о науке, волосы её не волнуют, просто надо одеваться, не важно как. Третья очень спокойна, думает о духовной практике: надо быть тихой и скромной, размышлять о практике, медитировать, мантры читать. Одна думает только о красоте, другая о карьере. На самом деле надо только о духовной практике думать.

Один брат не хочет семью, не хочет жениться, чтобы была девушка, которая будет тратить его деньги. Логика такая: деньги, которые я накопил, она будет тратить! На учебу детей, дом, одежду, украшения… Я говорю: «Брат, ты очень любишь деньги?». Он говорит: «Да. Я люблю себя, родителей, деньги тоже». А я пошел в монастырь. Брат любит только деньги, а я пошел в монастырь! Младший брат тратит деньги, как бумагу. Главное у него – это удовольствия. Ему нужно пить много, гулять, бить жену немножко – потому что жена рабыня, надо, чтобы была послушной. Я говорю: «Это неправильно». Он говорит: «Ты живи в монастыре, а я буду воспитывать жену». И вы видите – одна семья, 9 детей, разные манеры и поведение! Поэтому Будда разделил людей на 6 категорий.

  1. Rāga-charita

Это категория людей, которые любят красоту. Любят чистоту, аккуратность. Они любят красоту в одежде, и прическу надо аккуратную, глаза, зубы, ногти… Сидеть надо прямо. И перед сном надо заботиться о красоте. Это люди, которые любят чистоту, красоту, аккуратность. Есть девушки, которые не интересуются красотой – они могут быть монахинями. Другие скажут: «нет, не трогайте мои волосы, одежду, обувь, украшения». Еду надо очень аккуратно положить – укроп, петрушку, огурцы, а потом кушать. В первую очередь – красота. Они готовы зарабатывать деньги на привязанности – надо сидеть красиво: свечки, благовония, украшения, шторы – а потом только еда. Полезно, не полезно – не важно! Надо сразу купить обувь 20 пар. Я люблю обувь – купил и смотрю на обувь. Конечно, очень хорошо, когда человек любит красоту и чистоту в доме. Но самый полезный дом – шириной 60 см и длиной 190-200. Это настоящий дом и последний для всех! Неважно – красота, не красота.

Будда говорил, что люди, которые очень любят такие привычки, должны заниматься медитацией kayakasatti. Созерцать, что тело – объект изменения и непостоянства. Посмотрите фотографии, все постоянно меняются: был мальчиком – потом вырос, потом еще, и так все время. Молочный зуб выпадает, новый растет, потом выпадает и он. В 25, 30 лет надо ходить к зубному, а еще 15 лет назад молочный зуб выпал! Поэтому надо размышлять, что наше тело – объект непостоянства и изменения. Природу мы не можем остановить, естественные природные процессы – никогда. Даже если хотим, мы не можем. Как женщина, которая беременна 8 месяцев. Мы можем остановить момент, чтобы она не родила? Нет. И человек, который сильно хочет в туалет – попробуй останови! Будда говорил, что это естественные процессы. Я пил чай рано утром, пошел в Дацан – люди говорили со мной полтора часа, а я очень сильно хочу в туалет. А они хотят со мной говорить! Есть естественные процессы.

Тело есть объект непостоянства. Я могу сказать: «Я люблю чистоту». Но все равно зубы каждое утро надо чистить, в них грязь, уши надо чистить каждый день. Каждую секунду, когда мы находимся здесь, отходы выходят из глаз, носа, ушей, носа и т.д. Будда говорил: человек должен думать, что тело есть объект непостоянства и изменения.

Понятие «рага-чарита» включает также людей, которые любят интимные отношения. Видят девушку и сразу автоматически думают об этом. Или девушки – также видят мужчину и не могут думать по-другому. Старик 80 лет, ходит с палкой, уже не может физически, но душа еще хочет. Это привычка думать об этом. Слово «raga» (рага) также означает страсть, интимное желание. В голове ничего больше не будет, если думать только о красоте и интимных связях. Это объединяется понятием рага-чарита.

  1. Dosa-charita

Люди с сердитым, злым поведением. Постоянная злость и агрессия. Вы видели людей с такими манерами, когда много агрессии? Он не думает о женщинах, а о том, кого он может побить и обмануть сегодня. Кричать на кого? На жену, на детей. На друзей, других людей, на собак, даже на вещи. Есть люди, которые имеют такое поведение – постоянная агрессия, злость, гнев. Не могут сидеть спокойно. Будда говорит: у них не хватает доброты и сострадания. Надо практиковать медитацию под названием «mettabhavana«. Надо размышлять, что люди, которые живут, находятся на планете, думают как мы. Ты любишь себя – он тоже любит себя. Надо практиковать медитацию «brahmavihara«, то есть обращать внимание на 4 пункта:
— «metta» – доброта;
— «karuna» – сострадание;
— «mudita» – когда он видит, что люди по жизни очень успешны, хорошо живут — он чувствует радость: как хорошо, что у него хорошо! В России принято думать так: «Почему у него хорошая квартира, бизнес, деньги, хорошее образование»? Даже когда у человека все есть, если он видит, что у кого-то чуть лучше, он чувствует негатив. Будда говорил: надо радоваться, когда видишь, что люди очень успешны и счастливы.
— «upekkha» – равностность.
В России очень много таких людей – только проснулся, уже злится. Плохое настроение. Это есть dosacharita (доса-чарита).

  1. Moha-charita

Люди, которые глупые. Может быть образованные, но глупые, которые не любят думать. Видели такого человека? Он кандидат или доктор наук, но все равно дурак. Потому что знания от университета – не знания для духовного развития. Информация для мозгов, но не для просветления, освобождения от духовного загрязнения и привязанности. Люди услышали что-нибудь и начинают думать неправильно, имеют неправильное восприятие. Потому что у них неправильный стереотип мышления, а изменить это очень сложно. Людей такой категории очень сложно изменить. Его природа – глупость, тупость, неправильное понимание. Или если вы объясняете другу закон кармы, а он не понимает, говорит, что его жизнь от Бога. Я говорю: «Это твои поступки». А он: «Нет, это Бог так хочет». Будда говорит: такие люди должны общаться с духовными людьми, постепенно, по чуть-чуть каждый день. Сначала одна капля воды, а через несколько часов уже ведро. Карма человека тоже накапливается по чуть-чуть – и плохая, и хорошая, получаются большие кучи. И не думайте, что наше поведение и привычки каждый день – не кармические накопления. Если человек глупый, глупость – это уже круг сансары, урожай сансары. Все глупее и глупее. И Будда говорил, что такие люди должны заниматься медитацией под названием «випассана«, а также общаться с мудрыми, умными людьми.

  1. Saddha-charita

Saddha (саддха) – вера, доверие. Люди, которые очень доверчивые, легковерные. Я слышал, что кто-то сказал про человека, что он глупый – и я поверил. Или чувствую запах – и думаю, что это запах глупого человека, такой стереотип. А как выглядит умный? Ну, как я. Это стереотип.

Один человек читает Библию, а потом говорит: «в Библии написано…». Он вспомнит каждую букву и верит. Или Будда сказал – он сразу верит? Да. Почему? Потому что он так сказал. А он видел или слышал это, и уверен, что он так сказал? Нет, но он верит, что это правда. Он верит, потому что так написано в Библии, или в буддийском писании, или в Коране. Террористы откуда? Они не понимают Коран – они ему верят. Они не понимают, что сказал Магомед или Христос, но они верят, что он сказал. Будда сказал – и верят. Эйнштейн сказал, какой-нибудь философ сказал, и люди верят. Я говорю: «Я не верю в то, что сказал этот философ». Преподаватель говорит: «Ты не можешь не верить, потому что это в книге написано»…

Через некоторое время я защитил кандидатскую, и у меня тоже книга. Это моя монография. Там много написано, но не надо этому верить. Я могу сказать, что 4-я категория людей – очень доверчивая категория. Читал книгу – поверил, услышал – поверил, потрогал – поверил. Вы помните о привязанностях? Камупадана (к приятным звукам, контактам, картинам), титупадана (к своим мнениям), силапатупадана (к духовной практике), адватупатана (к себе). Не надо верить сразу — вспомните Калама сутру: нельзя сразу верить логике, ощущениям и т.д.
1) Нельзя сразу верить тому, о чем много говорили, что передавалось через поколения – нельзя сразу верить традиции.
2) Слухам нельзя сразу верить.
3) Нельзя сразу верить сказкам, которые многие поколения передавались.
4) Нельзя сразу верить религиозным писаниям.
5) Нельзя сразу верить логике и выводам.
6) Нельзя сразу верить рациональности – когда человек говорит рационально.
7) Нельзя сразу верить теориям – когда есть такая теория, и я ей верю, потому что она есть. Вы учились в школе, институте, университете – вам говорили, что надо верить теориям.
8) Нельзя сразу верить закону вероятности. Будда говорил, что закону вероятности (относительности) нельзя сразу верить (его надо понять).
9) Нельзя сразу верить учителю. Если учитель сказал, не надо сразу верить. Но Будда говорил: сначала ты должен практиковать и получить результат, только потом верить.

  1. Buddhi-charita

Люди, которые любят думать. Они очень задумчивы. Была история про Моггалану и Сарипутру. Сарипутра думал, думал много. Моггалана тоже думал, но немножко. И достиг нирваны через несколько месяцев. Потому что был решительнее. Думать надо, думать не плохо, но в меру.
Такие люди ничего не понимают. Слишком много информации. Буддхи-чарита – это не положительно, потому что если много думать, вы будете терять много времени. Надо находиться в состоянии золотой середины. Мало кушать плохо, но и слишком много – тоже. Поэтому Будда говорил, что должна быть золотая середина. Такой тип людей должен практиковать медитацию дыхания – анапанасати. Вы будете меньше думать, если будете практиковать такую медитацию.

  1. Vitakka-charita

Люди, которые беспокоятся, чувствуют рассеянность и неуверенность. Человек думает: «Спецслужбы слушают мой телефон, милиция тоже, коллеги смотрят на меня». Вы понимаете? У них у всех свои семьи, дети, любовницы – свои заботы. Никому это не надо, и не надо переживать. У меня в Таиланде домашние лягушки – занят, не могу поехать на медитацию. Предлагаю ученику: «Поехали в Таиланд на практику?». А он: «Не могу, у меня кролики». Лишнее беспокойство. Человеку, имеющему беспокойство, сложно заниматься практикой. Будда говорил: людям слишком беспокойным надо думать о смерти. А также о том, что тело состоит из 4-х элементов: земли, воды, огня, воздуха.

В итоге у нас есть 6 типов характера:
— рага-чарита
— доса-чарита
— моха-чарита
— саддха-чарита
— буддхи-чарита
— витакка-чарита

Бывает, что в одном человеке совмещены 3-4 типа. Бывает, что у вас и рага-чарита, и доса-чарита вместе. Я очень люблю красоту. Не люблю, когда трогают мою комнату, одежду, компьютер – убить за это готов! Это уже доса-чарита. Еще есть моха-чарита – не только красивый, но и глупый. А сделает глупость и начинает несколько месяцев думать об этом. Есть разные поведения в разные периоды жизни. В один год могут иметь место разные привычки. Поэтому вы подумайте, какой вы человек.

Идеального человека на планете нет. Иисус не был идеальным, Будда тоже, Магомед тоже. Никакой философ не идеальный человек. В каждом человеке есть плюсы и минусы. Если мы хотим быть счастливыми – когда смотрим на людей, посмотрите на их положительные духовные качества. Я смотрю на каждого из вас – в каждом есть и положительные, и отрицательные качества. Если будете смотреть на отрицательные качества, вы попытаетесь не делать такие же ошибки. Но в духовной практике нужно смотреть на хорошее. Когда смотрите на человека, смотрите только на хорошие качества, на отрицательные не надо смотреть, иначе это будет влиять на ваше сознание. Я смотрю на Эрика – вижу только отрицательные. На Ирину Николаевну – отрицательные только качества. И тогда я несчастливый человек! Мы каждый день работаем с людьми, общаемся с учителями, с детьми и родителями – смотрите только положительные качества в них. Смотрите на позитив!

Конечно, с буддийской точки зрения жизнь человека не зависит от позитивизма и негативизма. Если вы хотите быть духовным человеком, даже негативизм не должен влиять на вас. На отрицательное и положительное вы смотрите как наблюдатель. Если хотите общаться с людьми – надо общаться с умом. Не потому, что это очень выгодно. Надо общаться с пониманием. Будда говорил: настоящий буддист должен быть выше позитивизма и негативизма, выше догмы. Три вещи, которых мы должны быть выше – догмы, позитивизм и негативизм. Когда мы видим плохое, мы чувствуем негатив. Видим хорошее – радость. Люди, занимающиеся духовной практикой выше положительного, отрицательного и догм.

Заключение

Учение Будды – учение, требующее моральной, духовной, умственной практики. Практики ума. Я уже говорил – нельзя сразу верить, даже в то, что говорил Будда. Он говорит: практикуйте, получите результат, потом мне верьте. Сразу верить очень глупо.

Надеюсь, это было полезно для вас – не забывайте о том, что неважно, какое поведение, привычки и манеры. Вы есть объект непостоянства и изменения. Тело состоит из 4-х элементов, и рано или поздно, веришь ли ты в Бога или нет, в Будду либо в Магомеда, все равно ты обратно вернешься в землю, огонь, воду и воздух. И опять – круг сансары. Потом через какое-то время опять родишься человеком, и снова. Через какое-то время мы умрем. Все временно – было 30 лет, сейчас 40. Я думал, что может даже не доживу до этого возраста – кто знает? Непостоянство, изменения… Если мы это понимаем, мы не будем страдать. Если понимать, что мы есть природа, то страдания нет. Наши ощущения, чувства, слезы, желания, страсти – это природа. Обычные желания кушать, спать – природа. Когда мы говорим о природе, это не только то, что на улице. Такое понимание примитивное, природа в голове сложнее. Самая сложная природа – которая в нашем сознании. Природа сознания как природа – самая сложная.