Январское посвящение в монахи

22 января 2015 года в Таиланде состоялось очередное посвящение русского монаха в буддийскую традицию тхеравады. Для Аджана Чатри это мероприятие было действительно очередным, однако для русского монаха Дхаммавудхо церемония была первой, в которой он участвовал среди дающих посвящение.

1Вечером Аджан Чатри и Дхаммавудхо прибыли в монастырь, настоятель которого решился принять русского монаха. Территория монастыря оказалась весьма обширна, отдельная область совсем недавно была застроена для проведения медитационных ретритов. Сам соискатель монашеского посвящения, Денис, был встречен приехавшими лишь рано утром. Виски его уже были выбриты, остальная часть волос на голове (включая брови) была удалена в ближайшие пять минут после встречи. Церемония посвящения состоялась уже в другом монастыре. Будучи в хорошем расположении духа, настоятель рассказал, что сегодня будет проведена первая церемония в новом, только что построенном храме. Он отметил любопытный факт, что последний посвящённый в старом здании был американцем, а первый посвящённый в новом здании будет русским.

2Строение храма потрясло своими габаритами и красотой. В плане оно представляет собой крест, экстерьер украшен мозаикой и лепниной, по всем рёбрам развешаны многочисленные гирлянды. Внутри, что характерно для тайских храмов, на стенах изображены различные эпизоды из жизнеописаний Будды.

3Церемония началась с типичного для всех буддийских традиций тройного обхода вокруг этого поражающего воображение храма, после чего все вошли внутрь.

Перед каждым серьёзным ритуалом монахи проходят обряд покаяния в дисциплинарных проступках – после этого они считаются достаточно чисты, чтобы проводить церемонию. Для посвящения нового члена Сангхи необходимо присутствие минимум десяти монахов.

4Присутствие переводчика в лице Аджана Чатри позволило посвящаемому легко сориентироваться в процессе церемонии, ведь все тексты в ходе ритуала произносятся на языке пали.

5

6Сперва соискатель, облаченный в белое, обращается к упадджае (старейшине, который имеет право посвящать новых монахов) с выражением почтения и просьбой дать ему монашеские обеты. Упадджая даёт ему благословение и некоторые инструкции относительно медитации. Получив одежду, соискатель переодевается в монашеское облачение. Далее происходит обряд принятия прибежища и десяти обетов саманера (послушника).

78В соответствии с ритуалом соискатель получает чашу для подаяния от родителей (роль которых в данном случае выполняли тайцы-миряне). Далее он обращается к упадджае с просьбой обучать его и дать монашеское посвящение. Весь диалог ведется в соответствии с предписанным ритуалом, после чего два монаха уводят (теперь уже) саманеру и задают ему предусмотренные вопросы. Затем вопросы задает сам упадджая и дает духовное имя соискателю (Денис получил имя Панньявудхо).

После диалога новый монах делает подношение Сангхе, и участники церемонии произносят строфы посвящения и благословения.

9На этом ритуал завершается, однако впереди ещё много бумажной волокиты. Больше всего осложнило ситуацию то, что посвящаемый въехал в Таиланд без визы. Монах-иностранец не имеет права получить религиозную визу для проживания и обучения в стране, предварительно не оформив визу Non-Imigrant. Подобную визу нужно запросить в посольстве Таиланда в России сразу! Для её оформления в России достаточно всего лишь получить ходатайство от представителя Сангхи, который принимает на себя ответственность за религиозное обучение будущего монаха. Аджан Чатри мог бы написать такое ходатайство в России, в других странах процедура сложнее. В данной ситуации пришлось выпрашивать ходатайство у провинциального главы Сангхи уже де-факто.

После, согласно новым правилам, необходимо выехать за границу и оформить промежуточную визу, а через два месяца собрать документы для получения визы религиозной. Процесс для знакомых с русской бюрократией может показаться банальным, но незнание языка – фактор, который препятствует проявлению собственной инициативы соискателя. Все, кому с посвящением в монахи помогал Аджан Чатри, проходили при первом оформлении визы через этот этап собственной беспомощности.

Касательно более общей картины посвящения иностранцев в буддийскую монашескую традицию, уместно вспомнить слова Тана Хуберта – одного из первых монахов, получивших посвящение при содействии Аджана Чатри. Ныне Тан Хуберт является руководителем русскоязычных ретритов медитационного центра «Дипабхаван» на острове Самуи. Он отмечает важность получения предварительных знаний до и систематического обучения после посвящения, без чего проведение церемонии и документальной процедуры остается лишь формальностью. «Провести ритуал посвящения можно, но дальше-то что? Кто будет обучать монаха поведению и дисциплине? Будет ли новый человек сотрудничать с монахами в монастыре? Кто будет преподавать ему Дхамму? Кто будет обучать его медитации?».

Исходя из этого в данный момент обсуждается необходимость прохождения испытательного срока в монастырских условиях в русскоязычной среде. Такой буферный период нужен не только для того, чтобы понять человека, его характер и склонности, – он поможет самому человеку утвердиться в своих намерениях и решить:

Нужно ли ему это?

Это ли ему нужно?

И ему ли это нужно?

Запись опубликована в рубрике новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.