Пятая лекция в Дацане (2002)

DSC04292Хочу сегодня говорить об очищении. Нам надо очищать свою душу ежедневно, каждый час, даже каждую секунду, если можете. Надо контролировать свои мысли, чувства, слова, поступки. В конце каждого дня, поужинав, выключите на несколько минут телевизор, оторвитесь от просмотра олимпийских игр, которые показывают сейчас по телевизору, и подумайте о том, что я сегодня сделал хорошего, что плохого, что говорил плохого, что хорошего. Не надо долго, всего пять минут.Будда говорил,- Прежде, чем указывать на чужую грязь, почисти свою кухню. Когда почистишь, то сможешь и другим сказать, чтобы они чистили свои кухни. А когда вы чистите кухню, то вы используете чистящие средства: мыло, фейри, пемолюкс. Когда чистящее средство заканчивается, вы идете в магазин и покупаете новое. Так и с духовным очищением. Надо постоянно повторять учение, даже простые, обычные вещи. Часто люди говорят — это простые, примитивные вещи, я это уже давно знаю, мне это уже не интересно. Я хочу новых, продвинутых знаний.

Но простые, примитивные вещи, казалось бы, — вещи, которые есть во всех религиях: не убивать, не красть, не обманывать, не пустословить, не ходить налево и направо от жены или мужа, не злоупотреблять спиртным. Эти элементарные вещи, напоминания о которых людям часто надоедают, уже кажутся примитивными и составляют фундамент, основу для вашего духовного развития. Я сам каждое утро прочитываю одни и те же простые вещи — о том, что надо быть внимательным, аккуратным, активным. Я уже 23 года практикую, прочитал всю Трипитаку — все 83 тома. Это большие книжки. На то, чтобы прочитать их, потребуется как минимум три года , если читать по 24 часа в сутки. И все равно мне приятно каждое утро читать слова о внимательности. Многие в процессе изучения буддизма забывают про эти элементарные вещи, пытаясь строить свое здание без фундамента. Как можно строить здание вышку стометровую, когда фундамента еще нет?
Люди часто говорят на лекциях, — Это примитивные вещи. Я это уже давно слышал, я хочу слышать умные вещи — я за этим пришел. Такие люди постоянно ищут какие-то слишком умные вещи. Очень печально. Я узнал недавно, что один буддийский монах из Европы через семь лет ушел из монашества. До этого он был лютеранским монахом, потом ему показалось, что лютеранство недостаточно серьезно, и он стал буддийским монахом, а в конце концов ушел вообще из монашества. Он объяснил это так, — Я долго искал в религиях, но не нашел ничего умного. Везде примитивные, обычные вещи. А он хотел продвинутых практик, умных вещей, а фундамента нет. Он так ничего и не понял.

Вы должны, как хороший инженер или архитектор, постоянно проверять фундамент своего здания, его надежность. Если есть трещины, то надо ремонтировать и укреплять. Вы должны рассчитать свой фундамент, чтобы он мог выдержать огромный небоскреб . Фундамент должен быть прочным. Если фундамент слабый, то рано или поздно здание рухнет. Если вы ищете каких-то слишком умных вещей — то там, то здесь — как скалолазы поднимаетесь и спускаетесь с вершин. В таком случае вас не интересует духовное развитие, вам нужны умные вещи как экзотика для ума. В таком случае я хочу сказать вам: уходите из буддизма. Прямо сейчас вставайте и уходите: в буддизме нет ничего слишком умного, чего вы постоянно ищите. Ходите на работу, смотрите телевизор, воспитывайте детей.
Много таких буддологов — профессоров даже у нас на восточном факультете. Они много знают, но не практикуют. Поэтому у них нет базы, они ищут только умные вещи, и в итоге результата никакого нет. Они изучают буддизм как науку, но не более того, не практикуют.

И еще я хочу сказать о людях, которые любят кого-то критиковать, их постоянно что-то не устраивает. Они не могут принять окружающее таким, какое оно есть. Они постоянно недовольны окружающими. Не нравится один человек, потому что он кажется слишком глупым, другой не нравится, потому что слишком умный…. И так постоянно он всеми недоволен и всех критикует. Это верный признак того, что душа у него не чистая, грязная душа. У него внимание сконцентрировано на ошибках окружающих, он не смотрит на себя. Он говорит, что его не устраивает поведение окружающих, он говорит, что у них проблемы. Когда его не устраивает поведение окружающих, он постоянно неспокоен. Он говорит, что окружающие виноваты, что он нервничает, но на самом деле то, что он критикует и постоянно критикует — это уже не проблема окружающих, это уже его проблема. Поэтому Будда говорил, что такой человек считает родинки и пятна на лицах других людей, а своего лица никогда не видел. Будда говорил, — Наливайте в горшки воду и смотрите на свое отражение в воде. Сейчас для этого есть зеркала, в то время их не было, но горшок с водой — это лучше, чем ничего. Вы смотрели, как выступают по телевизору люди, которые говорят умные, логичные вещи, при этом критикуют всех очень логично, а иногда и не логично. Пусть у них очень высокое образование, но они не спокойны, у них грязная душа. Вы, наверное, видели часто профессоров, которые критиковали всех студентов и других педагогов, ставили на экзаменах заниженные оценки… Такие люди неприятны, даже если у них высокое образование.

А если вы видите человека, который умеет молчать и смотрит вглубь себя, у которого все чувства под контролем, это явный признак того, что у него душа чистая, у него идет духовное развитие. Надо смотреть на себя вглубь. Когда мы смотрим на окружающих, мы можем чувствовать, что у них более высокое духовное развитее или менее высокое, но не надо критиковать, не давайте себе продолжать критиковать, если начали. Посмотрите: все проблемы в мире из-за критики. У мужа с женой конфликты из-за того, что муж критикует жену, а жена критикует мужа. Пускай даже они молчали и ничего не сказали друг другу, но взгляд у них был недовольный, и поэтому рано или поздно будет конфликт.
Проблемы и войны между государствами потому, что они смотрели друг на друга и критиковали. Посмотрите: если каждый будет смотреть только на себя, на свои ошибки, то некому будет критиковать, конфликта никогда не будет.
Поэтому если вы хотите достичь высокого учения о пустоте, то как опытные инженеры каждый день проверяйте и укрепляйте свою базу.
Не надо все внимание направлять на чужие ошибки.

Кто-то напоминает, — Как те скинхеды…
— Да, да.. Мы стояли у метро и к нам подошли молодые ребята лет по 17-19. Они кричали мне, — Китаец, вон из России!
— Я не китаец. Я — таец.
— Все равно, вон из России! Мы не любим всех иностранцев, они оккупировали Россию.
— Тайцев на территории России только 150 человек, а в Таиланде живет 120 тысяч русских. Если вы не хотите, чтобы иностранцы жили в России, давайте тогда сделаем так: все тайцы уедут обратно в Таиланд, а русские — все 120 тысяч тоже уедут из Таиланда обратно в Россию .
Потом я пригласил ребят в кафе. Я купил им чай и мороженое. Я стал разговаривать с ними об их проблемах. У каждого из них в семье проблемы. У одного мама гуляет с мужчинами, у другого — пьет, третий живет в коммуналке. Я сказал, — Многие люди в Петербурге живут в коммуналках, не вы одни.
— У вас есть работа?
— Нет.
— Вам надо искать работу, ходить каждый день на работу, пускай будут платить всего 100-200 рублей в день. Но все равно это лучше, чем ничего, чем ходить без денег по улице.
— Китайцы забрали у нас работу.
— Если у вас нет образования, то разве это китайцы забрали у вас его? Если у вас нет работы, потому что нет образования, то разве китайцы в этом виноваты? Если у вас нет жены, то тоже китайцы виноваты — всех русских девушек забрали себе в жены?
В заключение хочу сказать еще раз: повторяйте основы учения. Многие люди не хотят повторять, они спешат, хотят быстрее достичь цели, а получается, что они идут пешком, хотя могли бы ехать на трамвае — хоть это и медленно, но все же быстрее, чем идти пешком.