Четвертая лекция в Дацане (2002)

DSC04148Если вы были в прошлую пятницу, то слышали, что я в прошлый раз говорил. Сегодня хочу сделать заключение.

Может быть вы не понимаете, поэтому я хочу объяснить ещё раз, что привязанности – это самый большой враг. И если мы хотим учиться буддийской философии, изучать Учение Будды, то мы должны думать, что значит это слово – привязанность.

Привязанность не только к драгоценностям, ко многим вещам, есть ещё желания. Надо думать, что такое желания. Надо думать, надо понимать значение этих слов. И ещё надо знать, переводится слово «буддист». Будда – это пробуждённый человек, а буддист, что значит? Это тоже пробуждённый человек. Буддист и Будда – значение слов одинаковое. В русском языке есть выражение: «Будь здоров». В принципе корень санскритского слова и русского почти одинаковый. Русский язык – это славянский язык, а в славянских языках есть корни слов санскрита. Поэтому корень слова «Будда» и слова «будь», «будьте добры». «Будьте добры, остановите такси». Корень слов одинаковый. Если вы хотите быть буддистом, это значит, что вы хотите быть пробуждённым человеком. Почему Будда назвал себя человеком, который получил Просветление? Почему называется Буддой пробуждённый человек? Потому, что когда мы не понимаем закона природы, мы живём в тёмном мире без света.

Тёмный мир – это мир, в котором живут люди, не понимая, не зная правды жизни. Поэтому надо знать, что значит слова «Будда». Я уже говорил, что каждый человек рождён, чтобы стать Буддой в будущем. Вы хотите или нет, это зависит от вашего сознания. Поэтому, если вы хотите стать Буддой в будущем, то надо иметь конкретное желание, раньше лучше, чем позже. Поэтому даже если вы не хотите быть буддистом сейчас, в данный момент, всё равно надо понимать, надо думать о жизни.

Я очень часто спрашивал иностранцев, которые приезжали на курсы буддийской философии: «Зачем, зачем вы родились, какая цель вашего рождения»? Очень интересно. Я не говорю, что это очень простой вопрос. Это не обычный вопрос. И надо найти очень конкретный ответ, например, мы встретились первый раз, и я спрашиваю: «Зачем вы родились, какая цель вашей жизни»? Люди давали много ответов, разные ответы. Но, в принципе — не надо думать только о логике, логика бывает разной. Есть реклама пива: «Можно пить по-разному, а я люблю пить по-русски». На это тоже можно ответить по-разному.

Надо отвечать правильно, очень правильно отвечать, не только, как вы хотите. Поэтому, если у вас есть время сегодня, то идите домой, берите бумагу и пишите ответ на этот вопрос. Напишите ответ на вопрос: «Зачем я родился». Напишите одну страницу. Если вы можете ответить на этот вопрос, напишите, я буду читать ваши ответы в следующий раз. Очень интересно мне. Я вспомнил: 15 лет назад, мой учитель, когда я учился буддийской философии, тоже спросил: «Чатри, зачем ты родился»? Я не ожидал такого вопроса. Я сказал: «Учитель, Вы очень мудрый человек, почему Вы задали такой глупый вопрос»? Он говорил: «Это не глупый вопрос, но отвечать правильно очень не просто. Попробуй, Каждый человек должен смотреть себя».

Я слышал, что Топпер учил этой медитации. На самом деле первый урок для человека, который хочет учиться медитации – надо смотреть в себя. Можно хорошо знать теорию медитации, но на практике у вас может не получаться. На самом деле медитация – это здесь, сознание здесь. Самое главное – это сознание на все чувства сконцентрировать на себя. Надо иметь знание, чтобы понимать, что такое сознание, надо обратить внимание на каждое чувство, и когда вы не можете обратить внимание, то вы не можете медитировать никогда. Поэтому если вы хотите получить очень хорошую медитацию, надо смотреть в себя.

Чем бы вы не занимались, надо смотреть. Что вы думаете, надо смотреть, что вы думаете. Не только думать, но надо думать о том, что вы думаешь. Не просто думать, а наблюдать за своими мыслями, слушать свои мысли. Надо знать, что мы думаем. Надо знать своё сознание, что в нём хорошего, что плохого. Если человек не знает, что он думает, то никогда не получит хорошую медитацию. Слово «медитация» на английском и санскрите — это разные значения. Поэтому слушайте, потом будете вместе заниматься практикой.

Первый урок – это надо смотреть мысли у себя. Вначале очень трудно, потом, через несколько дней, или несколько месяцев, это будет легче.

Почему дыхание инструмент для медитации? Почему Будда сказал, что дыхание очень важно для медитации? Потому, что сердце работает через дыхание. Очень важно, чтобы воздух был чистым. У каждого человека есть дыхание как инструмент. Инструмент для медитации.

Например, если вы хотите смотреть на одну точку, можно смотреть, если вы не слепой человек, это — концентрация, что тоже инструмент.

А есть люди, которые представляют, что Будда находится в районе третьего глаза, похож на маленькую статуэтку. Это тоже инструмент. Или на бумаге есть точка зелёная, синяя, красная, какая вам больше нравиться, это тоже инструмент, это трудный инструмент для медитации, а дыхание у каждого есть, и это очень легко медитировать. У каждого человека есть дыхание, буддисты вы или не буддисты, всё равно, где вы родились: В Таиланде, в Тибете, в Европе, в Америке. У моего знакомого из Африки тоже есть дыхание (смеётся), я заметил. И у европейцев тоже есть, я заметил. Поэтому очень легко использовать дыхание, чтобы заниматься медитацией.

Поэтому, если вы хотите заниматься медитацией, вдох должен быть очень глубоким и выдох до конца, спина прямая. Ноги в позе полулотоса или лотоса, как у Будды. Левую руку спокойно положить ладонью вверх, смотреть за движением руки, не глазами, а чувствами. Глаза не надо закрывать. Попробуйте медленно положить правую ладонь на левую. Большие пальцы легко касаются друг друга. Это самая удобная поза для медитации. Сейчас закройте указательным пальцем правую ноздрю. Вдох, выдох. Пять минут. Глубокий вдох и глубокий выдох. Глаза смотрят в одну точку, в полутора метрах от вас. Давайте теперь левую ноздрю закроем.

Когда я был очень маленьким, мне было 8 лет, я заметил, что есть момент, когда после вдоха дыхание останавливается, после выдоха — тоже останавливается. Это значит дыхание ещё не очень хорошее, значит дыхание ещё без гармонии. Поэтому надо контролировать, когда дыхание с остановками, значит, причиной служат наши чувства и мысли. Поэтому сколько раз дыхание останавливалось, столько и мыслей возникло у вас. Смотрите, очень интересно. Надо, чтобы дыхание через левую ноздрю и правую ноздрю было одинаковым. Это очень важно. И теперь наблюдайте за местом чуть выше пупка (на 2 или 3 сантиметра). Вдох – поднимается живот, выдох – опускается. Движения должны быть ровными, плавными. Теперь, наблюдайте за воздухом от горла до места чуть выше пупка. Если дыхание нормальное, то не будет остановок. Вначале не надо закрывать глаза. Смотрите на точку в полутора метрах от себя. Не надо обращать внимание на воздух, что при вдохе больше, при выдохе меньше и думать об этом тоже не надо, надо чувствовать. Дышать надо медленно. Не нужно обращать внимание на боль в ногах или в спине или что шея болит. Пять минут.

Есть два типа медитации. Первая – это натуральная. Это когда вы, быть может, никогда не занимались медитацией, но вы можете направить внимание на то, что написано в книге, которую читаете, только на это, не отвлекаясь. У каждого эта медитация есть. Поэтому у каждого человека есть разный результат в жизни. Например, они учились в одном университете, читали одни и те же книги, Сутта – Нипату читали, а оценки разные. Лена читала и Алексей читал одну и ту же книгу, а сколько процентов они вспомнили — есть разница, потому что внимание разное, концентрация разная, медитация разная. Поэтому, надо обратить внимание очень конкретно. Я заметил, когда учился в Буддийском Университете, буддийские монахи некоторые могли читать книгу и потом рассказывали её слово в слово несколько часов. Они занимались медитацией несколько лет и поэтому внимание очень развито, концентрация развита, поэтому они могут вспомнить целую книгу. Я слышал, что у мусульман тоже есть такая практика, некоторые мусульмане могут вспомнить весь Коран слово в слово: 600-700 страниц. Потому внимание очень важно для медитации. Внимание называется натуральной медитацией.

Второй тип теоретическая и практическая медитация. Через практику, как буддийский монах или как индусский йогин (они тоже занимаются медитацией, просто разные направления), поэтому они очень внимательно чувствуют и очень внимательно думают. Это очень большой результат такой медитации. Медитация на санскрите — это «самати». «Ати» – это значит большой, великий, а «сама» значит «находиться». Находиться в великом состоянии, возвышенном состоянии. И, если, вы можете контролировать внимание, если есть концентрация, результат тоже большой. А самое главное, «какой результат» — не нужно думать, не надо ожидать результат.

У меня есть друг. Он приехал из Америки, из Сан-Франциско. Он жил в Таиланде несколько лет. Я спросил его: «Почему ты занимаешься медитацией»? Он сказал: «Я хочу летать. Я много читал, что буддийские монахи могут сидеть, медитировать, а потом отрываться от земли в воздух». Есть люди, которые хотят такие результаты. И есть, буддийские монахи, которые могут читать мысли. Например, я говорю: «Алексей, что ты думаешь — я знаю, какие твои проблемы — я знаю». Это не правильно. Потому, что это результат… очень основной результат. И есть люди, которые медитировали, получали результат, а потом говорили: «Что ты думаешь, я знаю, или хочешь получить апельсин – я могу получить апельсин на руках». Цель практики не должна быть получением материальных благ или славы. Даже если вы хотите стать Буддой. Каждый буддист может стать Буддой. Не надо медитировать и ожидать такой результат. Я медитирую, я хочу стать Буддой, я ожидаю результат. Это не правильно. Сделай как степень. Например, вы читали книгу, чтобы сдать экзамен, вы читали очень внимательно, вы поняли то, о чём читали, вы сдали экзамен на «5». Вы ожидали такую оценку или нет, если преподаватель честный человек, вы получите «5». Есть люди, у которых есть желание получить пять. Они думают, что у них будет результат «5». Несколько раз читали книгу невнимательно, но они думают, что они умные, они читали. А потом он получил и, если преподаватель честный. И они спросили у преподавателя: «Почему Вы мне поставили 4, а не 5?» Честный преподаватель сказал бы: «Алексей, у тебя только 4». Есть студент, который ожидает 3, но преподаватель очень честный человек и поставил 5.

Поэтому Ниббану не надо ожидать. То, что у вас в голове постоянно «Ниббана, Ниббана» – это тоже плохо. Результат, если вы всё делаете правильно, получите. Хорошее желание и получить результат хороший, это хорошо. Но, если не ожидал, а получил результат, то это будет лучше. Не будет привязанности.

 

Вопрос:
Какая разница, ожидал или не ожидал, если получил результат?

Ответ:
Попробуй ответить сама. Я уже объяснил. Ты очень умный человек. Найди ответ сама. В принципе, это хорошо, когда у человека есть сомнения. У меня есть знакомая, лютеранка. Она сказала, что есть один пастырь, он жил в Индии, он жил в Китае, он жил в Таиланде, он сказал, что Буддизм – бесполезная религия. И он объяснил почему Буддизм – бесполезная религия. Он говорил бесполезная потому, что у людей в Таиланде есть привычка покупать живых рыб на улице и отпускать их обратно в реку. Он сказал, что они думаю если отпустят рыбок обратно в реку, люди не будут больше ловить рыбу и совершать этот грех. И он говорил: люди в Индии, если сделают грех, то моются в реке Ганг, что это тоже глупо. В Китае, когда люди совершают грех, то берут металлические шарики и бьют себя до крови, и они думают, сто если побили себя, то греха их уже не будет. Я сказал, что хочу познакомится с этим пастырем. Надо ему объяснить.

Я не художник, плохо рисую. Вот, посмотрите – это дерево (показывает рисунок). Мудрость и сознание у людей разные. Это похоже на дерево. Есть люди, которые понимают религию поверхностно, традиции, обряды, церемонии. Они понимают только внешность. Их можно сравнить с корой дерева. А есть люди, которые понимают культуру. Их можно сравнить с более глубоким слоем дерева, который под корой. Есть люди, которые понимают которые понимают сознание, поступки. Эти ещё ближе. А есть люди, которые мало знают, но они самый, самый глубокий слой дерева, сердцевина.

Поэтому я ей сказал: «Если ты в следующий раз поедешь к пастору, то скажи ему, сто в каждой религии есть люди разные». Я смотрел передачу «Час дискавери» или «Вокруг света», тоже очень интересно. Я видел в передаче как люди в Латинской Америке, католики, если сделали большой грех — брали крест, очень тяжёлый (30, может быть 40 килограмм), и несли его в горы, на вершину самой высокой горы, а потом их прибивали гвоздями к кресту. Они висели на нём без сознания, и только потом их отпускали. Я говорил, что это тоже есть. Есть верующие христиане, которые правильно понимают, что Иисус Христос сказал. Они не носили крест в горы, их там не прибивали гвоздями к кресту. Они сидели дома и читали Библию, а потом думали о том, что читали и говорили: «Да, правильно Иисус Христос сказал». Есть люди, которые правильно понимают философию Конфуция и не бьют себя металлическими шариками. И в индуизме есть люди, которые правильно понимают индуизм. А в Буддизме тоже есть традиции.

Поэтому люди разные и надо понимать это. Я никогда не говорил, что Буддизм – это лучшая религия. Я уже говорил, что Казанский собор находится в одном месте, буддийский храм в другом, мечеть в третьем месте. Это разные цели. Что люди говорят у всех религий одна цель, что все они в конце концов приводят к одной цели. Нет, цель у них очень разная. Если вы верующий человек, христианин – пожалуйста, мусульманин – пожалуйста. Я уже рисовал дерево. Это сансара. Атман или бог находится в самом центре сансары. Бог в центре круга. Вечная жизнь богов тоже заканчивается и они обратно становятся людьми. Бог или атман – это самый худший вариант, так Будда сказал. Будда тоже был в индуизме, и он побежал из дворца, из веры в которой были родители. И он побежал оттуда. Он избрал другой путь. А Ниббана – это значит выход из сансары и куда не надо думать. Где находится Ниббана, не надо думать. На самом деле я не говорил, что остальные религии – это неправильно.

Если человек правильно понимает истину, то называется он буддистом или нет – это не важно. Всё равно он буддист. Даже если он пастырь или мулла. Буддист или Будда – это слова. Буддист – это не значит одежда монаха или сидение в позе лотоса. Буддизм — это не внешняя форма. Есть состояние Будды, есть буддийское состояние. Учение Будды называется Буддизм. Или закон природы или ещё как-то по другому — это не важно, если человек понимает, что такое реальность.

 

Вопрос:
Что такое реальность?

Ответ:
Хорошо. Я уже объяснил несколько раз, что закон изменения – это реальность, то, что постоянно изменяется – это реальность.

Реальность – это закон природы. А что такое закон природы? Это изменения, постоянные, постоянные изменения.

 

Это очень хорошо, что у Лены есть вопросы. Я очень рад, потому, что другие люди лучше получают учение, потому, что думают над этими вопросами. Я хочу говорить несколько слов. Сегодня одна девушка пришло ко мне. Я говорю: «Лена объясни, что такое любовь». Она сказала: «Любовь – это когда я люблю, любовь – это когда самый любимый человек будет со мной, любовь — подарок, любовь — когда они вместе, всегда вместе, никогда не расстаются». Я сказал, что у такой любви есть синоним: желание.

Вы чувствуете такую любовь, когда возникло физическое желание. Смотрите, подарок – это также физически. Чувства есть, но если нет подарка, то это уже плохо. Вначале я буду говорить о физическом, а потом о моральном. Если он ничего не подарил ей: ни цветов, ни одежды, это значит, он не любит её. Она так сказала.

Или она говорила, что любовь – это когда они вместе. Я спросил: «разве это называется любовью? Просто тебе очень скучно. Одиночество не называется любовью». Любовь – это подарки, любовь – это одежда? Это не называется любовь. Это называется исполнение желаний.

Есть одна история. Когда муж и жена пришли к учителю, и он спросил их: «Вы любите друг друга?». Они сказали: «Да». «Тогда , если вы любите друг друга, то вы можете друг за друга умереть?» – спросил учитель. И они опять сказали: «Да». И тогда учитель достал из огня горячий уголёк и бросил его в мужа. Муж бросил его жене, а жена обратно мужу. И мастер сказал: «Это не любовь, просто желание».

Просто люди не понимают, что такое любовь. Любовь – это когда у вас есть желание и его удовлетворили? Это не любовь.

Любовь – это когда мы можем отдать своё. Любовь — это когда мы можем бросить всё плохое у себя. Это когда мы помогаем людям и не ожидаем результата. Понимаете да?

Очень часто люди в Таиланде дарят бедным немного денег, чтобы в следующей жизни быть богатыми. Смотрите, подарили один рубль, а ожидают в следующей жизни богатства. Слишком много прибыли. Это не любовь.

Любовь – это когда мы можем бросить плохое в своей жизни. Это называется любовь Трудно объяснить по-русски, но на санскрте есть разница между любовью и желанием. На санскрите физическое желание называется «рага». Это когда я дам тебе любовь, и ты должна любить меня, если ты не любишь меня, то это плохо. Это называется желание. Эгоизм.

Любовь настоящая — это когда свобода. Нельзя думать: «Я люблю этого человека, а он мне должен помочь», «Эта девушка моя подруга», «Эта женщина – моя подруга».

Поэтому, если вы смотрите передачу Дмитрия Нагиева «Окна»… Эта передача сплошной конфликт, только скандал. Очень смешно наблюдать. Жена ушла к новому мужчине, к любовнику. Это тоже конфликт, постоянный. Люди не понимают, что такое любовь. В конце ведущий говорит: «Я – Дмитрий Нагиев. Любовь и терпение». Каждый раз. Может быть терпение – это хорошо, но концепция любви у него не правильная. Надо объяснить, что такое любовь. Любовь – это когда те не говоришь: «Моя жена, мой дом, это моё, моя собственность».

 

Если лекарство очень полезное, то не надо обращать внимание кто производитель этого лекарства, американское производство или немецкое. Если лекарство очень полезное. А люди говорят: «Это лекарство китайского производства, я не буду пить его, я ненавижу китайцев, поэтому я не буду пить их лекарства». Или лекарство американское, а он говорит: «нет, я – русский, не буду пить американское лекарство». Или- я из Таиланда и поэтому я скажу, что вьетнамское лекарство я не буду пить. Самое главное, на что надо смотреть, полезное лекарство это или нет.

Я читал Библию не меньше, чем верующие христиане, я читал Коран не меньше, чем верующие мусульмане, чем Садам Хусейн (смеётся). Может быть, я понимаю то, что написано в Коране больше, чем Садам Хусейн. Если бы Садам Хусейн понимал то, что Аллах сказал, если бы Усама Бин Ладен понимал, что Аллах сказал, то они не взяли бы в руки оружие и не начинали бы войну, не высылали шахидов. А террористов очень много сейчас, а если бы они понимали правильно, то, что написано в Коране, то они не сделали бы ничего плохого или глупого. Конфликт возникает даже в одной вере, между разными направлениями. Между протестантами и католиками, например, тоже конфликт, война. Религия одна, бог один. Они воевали друг с другом, они убивали друг друга, хотя у них один бог. Бог, который сидит на небе, они так думают. Это против бога, в которого они верят. Что же мог чувствовать бог, который, они думают, всё видит. Это очень простой вопрос.

Бог один, почему я говорю, что бог один? Потому, что бог – это закон природы, а закон природы это непостоянство, изменения. А человек это тоже природа. Умный, глупый, это тоже природа. Когда мы видим глупого, то не надо крутить пальцем у виска. Надо говорить, что такая природа. Не надо думать, что если конкретный человек глупый, то это значит, что природа такая глупая. А чтобы заниматься буддийской философией надо понимать несколько слов.

Я уже говорил о этом на прошлой неделе. Нет привязанности. Девочка маленькая (обращается к ребёнку), ты понимаешь, что такое привязанность? Привязанность – это когда у тебя есть игрушка. У тебя есть игрушка? и ты думаешь: «Это моя игрушка». У тебя джинсы очень красивые, на них вышита звезда, солнце, и что ты думаешь: «Это мои джинсы». Это и называется привязанность. Поэтому, когда подруга хотела посмотреть — «Не трогай» — ты сказала. Это называется привязанность. Или у тебя чупа чупс, а подружка попросила у тебя: «Можно мне две, три секунды его попробовать». А ты сказала: «Нет, это моё». Это настроение, это чувство называется «привязанность».

Это ваш сын? Мальчик, ты понимаешь, что такое привязанность? Когда ты думаешь: «Это мой брат, мой брат, а не твой». Это называется привязанность. Когда ты чувствуешь: «Мой, конкретно мой». Это называется привязанностью.

Родителей надо уважать всегда. Я очень глупый, я приехал в Россию в 1998 году и после я ездил домой 2 –3 раза. Потом я сказал, что в следующий раз приеду домой только после окончания учёбы. А за пять месяцев до окончания – мама умерла. Я очень её любил, я сразу заплакал. Буддийский монах и плакал. И когда приехал в прошлом году домой, тоже плакал: увижу одежду мамы и плачу.

Когда я ездил домой до того три раза, каждый раз мама готовила очень много, спрашивала: «Сынок, что ты там кушал?» Я отвечал: «Мама, я там пил кефир» Неприятный вкус. Я не люблю. Один раз купил кефир, а до этого я никогда его не пил. Поставил его в холодильник и через две недели пил, а после был очень сильно пьяный. Целых два дня спал. Буддийский монах, который никогда не пил вино, водку, виски, даже кока-колу пил редко, только квас, а тут купил кефир, положил в холодильник, и через две недели пил. Я ходил на учёбу в Университет, очень устал, пришёл домой, и вспомнил, что у меня есть кефир. Я сказал: «Ну ладно, надо пить кефир». И был очень пьяный (смеётся).

Я говорил, что когда я ездил домой и видел обстановку при которой мама жила, дом, одежда её, мебель в доме, я видел всё это и плакал. Очень сильно. И однажды очень известный университет в Таиланде пригласил меня: «Ой! Буддийский монах учился в Таиланде, учился в России, надо пригласить, чтобы он читал лекцию».

Они пригласили меня, и последний вопрос был как мама, как я отношусь к своим родителям, как проявляю уважение к ним? Когда они спросили о маме, то я тоже плакал. Очень стыдно.

Поэтому ни на одну вещь в мире не надо думать: «Это вещь моя». То, что мама умерла очень простая вещь. Просто она вернулась к природе. Я очень часть говорил о том, что люди страдают от любви. Любовь, когда люди думают: «Это моя девушка» или: «Это мой парень». Правильно Наташа? Когда у тебя был парень, ты говорила, что это любовь, что это мой парень. Поэтому когда он ушёл, ты очень страдала. Люди страдают. Надо понимать, что ничего нет нашего. Тело так же не наше. Чувства также не наши. Люди вокруг, тоже не наши. Почему люди заканчивали жизнь самоубийством? Не думай, что он не любил себя. Наоборот. Он слишком сильно любил себя. Например, один парень очень любит девушку, а девушка бросила его, тогда он говорил: «Надо покончить с жизнью. Надо убить себя, чтобы показать, как я её люблю». Поэтому он убил себя. Очень глупый. Даже если человек очень любит себя, он всё равно может себя убить.

Как вы думаете? Это умный поступок или глупый? А девушка, которая бросила его, потом скажет, что он был глупый человек, сделал глупый поступок.

Есть очень смешная передача «Окна». Мы с Лёшей смотрели. «Я Дмитрий Нагиев, удачи и терпения». Очень пустая передача. В принципе, ничего там нет. Есть только глупость, привязанности. Моя девушка и я побили друг друга, а несколько миллионов людей смотрят на это и думают: «Ой, что это такое, хорошая пара». Позавчера мой друг из Италии, почти в два часа ночи он пришёл. Стучал в дверь очень громко. Я открыл, он говорит на пороге: «Чатри, сейчас будет очень хорошая передач». Я спрашиваю: «Какая передача?». Он отвечает: «Релакс ТВ» (порнографического содержания (прим. ред.). После 12 я не смотрею телевизор, не знал, что это за передача. Я говорю: « Ну ладно, смотреть Релакс ТВ». Он говорит: «Скоро начнётся, Чатри, через 5 минут». Я говорю: «Ладно, я подожду». Я читал письма. А потом, когда началась передача, то для меня это был большой шок. Я сказал: «Дорогой Стэфан, извини, можно я уйду. Ты можешь смотреть, но я уйду». И я ушёл, и взял с собой своего кота. Я говорю, что это не моя передача, а «Окна» мне можно смотреть.

Люди очень страдают от привязанности. Мама умерла уже полтора года назад. Я сидел сегодня в метро и вспоминал, как она говорила. Я буддист, но хотел плакать. Я говорил уже, что это глупо. Мама уже давно умерла. Надо отпускать это настроение, надо сидеть спокойно. Надо думать, что хорошо, что она умерла. Потому, что последние пять лет она очень болела, ходила в больницу, и почти каждый день ей надо было обращаться к врачу. Она очень страдала. Что она умерла – это для неё хорошо. Конечно, если бы она не умерла, и ещё жила, это было бы лучше.

Но всё равно каждый человек рано или поздно умирает. Мы живём не больше чем 100 лет. Может, есть люди, которые живут больше чем 100 лет, но обычно мы живём не больше, чем 100 лет. А потом уходим обратно в природу. Мы пришли из пустоты и уходим в пустоту. Надо понимать. Какая у вас вера – не важно: христианство, Буддизм, или Ислам. Если это вера помогает вам уйти от страдания. А уйти от страдания мы не может через молитву: «Боже помоги мне». А можно уйти от страдания только через мудрость, через понимание, через сознание. Нельзя думать, что кто-то поможет нам уйти от страдания. Мы должны сами уйти от страдания.

Очень интересно, я получил письма через Интернет. Есть буддийское общество, которое общается через интернет. И у меня спросили в письме: «Почему люди ссорятся, когда говорят о боге?» Я уже говорил, что есть бог. Бог один, это – закон природы. В каждой религии есть бог. В христианства Бог-творец, в исламе аллах, в индуизме Шива. Разные боги, слишком много богов. Мы не будем говорить о конфликте, если мы не понимаем, что такое бог. Самое высокое в учении Будды – это быть выше, чем позитивизм и нигилизм. Не плюс, не минус. Почему Будда сказал, что надо быть выше хорошего и плохого? Я уже говорил, что когда мы видим глупого человека, то обычно, говорим, что он глуп. Когда видим хорошего, то думаем: «О, он такой хороший, он такой умный, невероятно умный, очень, очень умный». Человек – это природа. Мы говорим, что он хороший, а когда ни будь он сделает, что-то, что нам не нравится, мы будем говорить о нём уже плохое. Когда он помогает тебе, он хороший, когда не помогает, не выгодно тебе, то он плохой. Мама умерла, плохо? Да? Когда подругу любишь – это хорошо?

Я тоже страдал, когда мама умерла. Мне было 9 лет, когда я ушёл из дома в буддийский монастырь. Мама говорила: «Нет, сынок, я тебя люблю. Не уходи, ты ещё маленький, всего 9 лет». Я сказал: «Нет, мама, я хочу изучать буддийскую философию». Хотел заниматься буддийской философией. Очень смешно. Учился буддийской философии у разных учителей. Типа умный (смеётся). Закончил и стал учителем. Хороший учитель, очень умный. В Таиланде закончил самый высокий уровень буддийской философии, когда мне было 15 лет. Это слишком молодой для Таиланда возраст. Я думал тогда, что очень умный. В храме 400 монахов знают, что я закончил самый высокий уровень, когда мне было только 15 лет. «Ой, какой умный Чатри». У меня сразу такая гордость, я говорил: «Спасибо, спасибо всем». А когда мама умерла, то плакал.

Что я учился больше 20 лет — это пустое, что закончил самый высокий уровень — просто бумага, просто уважение людей, что ты закончил, ты умный. Это не правильно.

Поэтому я несколько раз уже рассказывал, что обычно аспирант живёт один в комнате. А обычные студенты живут по 2 –3 человека в одной комнате. Он говорит: «Я – аспирант, не надо мне общаться с ними, они только поступили», а преподаватель в университете говорит: «Я – преподаватель, не надо мне с аспирантом, я уже преподаватель». Студентка, которая только поступила, спросила преподавателя: «Скажите пожалуйста, где деканат?» А тот отвечает: «Не знаю, ищи сама», Я был там, рядом подошёл к девушке и спросил: «Что Вы ищите?». Она сказала: «Деканат». Я сказал: «Деканат совсем недалеко, пять метров отсюда, вон та дверь». А преподаватель сам – сам заместитель декана и сказал, что не знает, где деканат, что она должна искать сама. В принципе, ответить совсем не трудно. Силы, которые он затратит, что бы сказать: «Вот здесь» и «ищи сама» — одинаковы. Он боялся, что будет уставать, если будет говорить студентам где находится деканат. Человек такой маленький, а гордость такая большая. Больше него. Поэтому не надо забывать, что мы живём вместе, мы одинаковые. Страдания одинаковые.

Вначале мы родились, это – страдание, Почему страдание? Мама, папа очень рады, что у них родился ребёнок. А в принципе, сколько лет надо кормить ребёнка, надо убирать за ним, одевать, быть очень нежным с ним. Это – не радость, это – страдание. Растить его до семи лет очень трудно, когда он вырос уже до 10 лет, то начинает общаться с разными людьми вокруг, в 15 лет друг для него – авторитет. Он верит своему другу больше, чем своим родителям. В 15, 18, 20 лет он говорит: «Мой друг очень важен для меня, важнее, чем родители, чем мама, чем папа». Потом женился, ушёл из дома. Потом расстался с первой женой, женился на второй, потом не третьей. Это всё страдания. Старость – это тоже страдание. Мы одинаковые, совсем одинаковые люди. Страдания – одинаковые. Чувства – одинаковые. Чёрный, красный, жёлтый, белый – все одинаковые. Я живу в общежитии и заметил, что молодой человек из Африки любит русскую девушку, точно так же, как русский парень. Состояния одинаковые, настроения одинаковые. То, что они очень часто изменяют девушкам, мне не нравится. Мы одинаковые. Чёрный, белый, жёлтый, красный цвет кожи – это не важно, красивый или не красивый.

А когда девушка думает, что она красива, то у неё привязанность больше, чем у некрасивой. Она страдает больше, чем девушка, которая некрасива. Потому, что каждый день к ней подходит новый мальчик и спрашивает: «Можно познакомится?» А потом он бросает её, или она сама бросает, и каждый месяц новый мужчина. Поэтому её красота в принципе – бесполезна. Потому, что они слишком много думают о себе, они забыли, что такое мудрость, что такое ум, что такое сознание.

Надо думать правильно, надо говорить правильно, надо вести себя правильно.

А она забывает об этом, поэтому она глупа. Мужчина, который красивый, тоже забыл, что красота для него только инструмент знакомства с девушками. Он хочет, что бы у него было много девушек. А в конце концов – СПИД. Это страдание, это наказание. Они забыли, что такое сознание, что такое жизнь, что такое закон природы, зачем мы живём, они не думают. Поэтому красота иногда бесполезна.

Я хочу рассказать историю о Хотэе. Это буддийский монах. Почему он стал толстым? Вначале он был очень красивым человеком, очень, очень красивый человек. Очень умный человек. Он заметил, что в основном люди, которые приходили слушать его учение – это красивые девушки. Пришли и смотрели. Что он говорил, им было не важно. «Ой, красивый монах. Ой, смотри, кожа красивая, губы красивые, нос красивый, глаза красивые, брови красивые. Ой, какой красивый».

Хотэй заметил это, и потом много кушал, очень много кушал. Не потому, что он был жадным человеком или обжорой. Нет. Он понял, что люди обращают внимание на его красоту, а не на учение которое он даёт, то он говорит, им было не важно. Поэтому он стал много кушать — специально, что бы стать толстым и некрасивым, и что бы люди обратили внимание на то, что он говорит. А русские многие не знают этого. В принципе, он хотел показать, что красота – это иллюзия.

На прошлой неделе я говорил, что надо думать о мараносати. «Марана» — это значит смерть, «сати» – это значит медитация. Почему нам надо практиковать медитацию маранасати? Это значит нам надо думать и смерти. Что мы думает о смерти это – медитация. Одна из самых полезных медитаций. Почему человеку надо думать о смерти, я скажу. Потому, что мы пришли из природы, когда нибудь мы вернёмся к природе.

Просто мы – природа, поэтому надо думать о том, что мы будем возвращаться к природе. Это медитация. Надо думать об этом. Когда мы знаем, что тело, душа – иллюзия, тогда мы можем сделать много хорошего. Надо развивать мудрость. Потому, что жизнь очень короткая.

Надо быстро, немедленно развивать мудрость. Поэтому, есть вы читали Трипитаку, учение Будды, то знаете, что часто Будда говорил об этом. Однажды монахи собрались вокруг Будды, очень много монахов, около трёх тысяч, и он спросил Ананду, что делают они? Ведь время идёт. Очень простой вопрос. Спросите себя дома, когда смотрите телевизор: «Время бежит, что я делаю?» Очень часто надо спрашивать себя. Немедленно нужно начинать развивать свою мудрость. А люди говорят: «Ну ладно, завтра, завтра, у меня ещё есть время», Есть студенты, у которых остался месяц до экзаменов и они говорят: «Ну ладно, через неделю буду готовиться». Прошла неделя он говорит: «Ну ладно, через две недели буду готовиться». Осталась последняя неделя он говорит: «Ну ладно, через несколько дней буду готовиться». А потом остаётся последний день до экзаменов и он начинает готовится. Взял книги и начал читать. А в жизни тоже, человек уже старый, лежит в больнице и говорит: « Ой, я старый, больной, а нечего в жизни не сделал. Плохого много сделал, а хорошего – ничего». Это слишком поздно. Поэтому надо делать постоянно. У меня принцип: если я не хочу читать, то надо сказать: «Я сегодня читаю» Надо очень конкретно сказать себе, немедленно. Время бежит, что ты делаешь? Будда спросил. Поэтому немедленно сделай. Хочешь учить английский язык, то начинай немедленно. А ещё, что мы практикуем медитацию маранасати, думаем о смерти, это значит, мы не мешаем друг другу, мы не будем мешать друг другу, и не будем убивать друг друга. И ещё надо быть добрее друг к другу, когда мы думаем о смерти, надо становиться добрее. На прошлой неделе я уже говорил о семье. Я хочу повториться.

Что надо мужу сделать для жены? Надо уважать жену, как человека. Жена – это жена. Надо уважать. Уважать – это не только: «Здравствуйте, жена!». Нет. Уважение – это значит нельзя вести себя не вежливо, невежливые слова тоже нельзя говорить. Нельзя говорить, что она глупая или не хорошая. Не надо говорить так в её адрес. Надо показать то, что она может быть не правильно делает, но говорить, что она глупа или не хороша — не надо. Потому, что Будда сказал, что 80 –90% плохого делают через слова, через язык. Поэтому надо аккуратно говорить. Надо думать, а потом говорить.

Нельзя быть бабником. Мой брат из Таиланда, он приехал в Россию учится. Его друг сказал ему: «Если ты хочешь, что бы люди знали, что ты хороший человек, не опасный, надо говорить, что ты бабник». Ко мне много людей приходило. Когда они стучали в дверь, он открывал и сразу говорил: «Меня зовут Бао, я – бабник». И люди смеялись Я не слышал, что он говорит. А когда услышал то, спросил его, почему он так говорит. Он ответил: «Мой друг меня научил, он сказал, что если ты хочешь сказать, что ты хороший человек, то надо говорить, что ты бабник, это значит что ты не опасный, заходите». Когда я ему объяснил, что значит слово бабник он сказал: «Я заметил, что девушки не приходят больше». Поэтому нельзя быть бабником, это не хорошо для семейной жизни. Любовником тоже нельзя быть. И ещё — надо отдать полномочия главы в семье жене. Жена – это голова семьи, а муж – шея. Голова не может быть на теле без шеи. Голова и шея должны быть вместе. Надо отдать жене полномочия главы семьи. Будда так сказал, не я. И надо делать подарки часто. Не обязательно дорогие. На каждой неделе мерседес – бенц не надо дарить, или алмазы, брильянты, не надо дарить каждую неделю. Маленький цветок – тоже подарок, шоколад – тоже подарок, хороший чай – тоже подарок, хорошие овощи – тоже подарок. «Посмотри дорогая, какой подарок я купил сегодня для тебя – овощи». Нормально. Это не дорогая косметика. Надо кушать овощи, много овощей, чтобы кожа была красивой, а не пользоваться косметикой. Или говорить приятные вещи, не просто комплемент: «Дорогая, ты — красивая». Нет. Надо сказать искренне, что она хорошая. Надо сказать правду, а не говорить пустые комплименты.

А в принципе, если она очень вредная, или ленивая. А, что жене надо сделать для мужа? Я уже говорил на прошлой неделе. Надо сделать, в доме порядок, надо сохранить порядок в доме. А если вы не успели в доме убрать, то надо убрать душу, грязь убрать из души. Потому, что люди очень много работают, тогда надо следить, что бы душа была всегда чистой. Нет времени для дома, для того, что бы убрать пол, помыть посуду, тогда надо не забывать почистить душу. Надо что бы душа была чистой. Если душа чиста, то посуда это не важно. Правильно? Будет время, можно будет посуду помыть. Может быть, в субботу или воскресенье.

И надо помогать родственникам двух сторон, не только помогать своим родителям, родителям мужа тоже нужно помогать. И нельзя быть неискренней женой. Это значит: муж поехал в командировку в Мурманск, а жена привела любовника. И жена должна сохранить семейную собственность. Надо быть трудолюбивой женщиной, это самое последнее, что Будда сказал. Очень интересно, я нашёл вчера вечером в Трипитаке высказывание Будды:

 

Есть 7 типов взаимоотношений мужа и жены.

 

Жена как:

1). убийца.
2). вор.
3). начальник
4). мать.
5). сестра.
6). подруга.
7). служанка.

 

И муж так же бывает как:

1). убийца
2). вор
3). начальник
4). отец
5). старший брат
6). друг
7). слуга

 

Очень интересно. А какого типа Вы? Будда сказал, надо быть хорошим мужем, не надо быть киллером. Это ужасно. Каждый день пришёл и побил жену. Это муж как киллер. Муж как вор. Это когда муж пришёл домой и украл. Жена работает, а он ничего не делает, и украл из дома вещи, деньги. Это муж как вор. А муж как начальник. Это, например, говорит жене: «Прямо сейчас готовь! Я голодный». Или: «Ты всё делаешь неправильно!» Он ведёт себя, как самый главный, стремится это показать. Жена должна делать только, как он хочет. Это не правильно, это муж как начальник. Муж как отец, это когда он очень добрый муж. Относится к жене как к дочке, уважает как дочку. Это хорошо. Муж как старший брат это тоже очень интересно. Всегда поможет, всегда добрый, а в принципе, старший брат всегда не добрый, конфликтов тоже много бывает. А муж как друг – нормально. А муж как слуга, жена самая главная, а муж очень слабый. В принципе, слабый или не слабый, но надо, что бы отношения были правильные.

Будда сказал, что есть три типа целей у людей. Первая цель для себя. Вторая цель – для других. И третья – общая цель. Что мы делаем сейчас, так надо думать. Выполните свой долг. Помогать себе тоже не плохо. Если ты бедный у тебя осталось только 5 рублей и ты решил помогать, и отдал деньги, а себе не оставил ничего. Надо думать и о себе. А цель для других. Надо тоже помогать людям, может быть не деньгами, не вещами, а может быть умным словом, полезным словом, мудрым словом. Цель для общества – это значит, не только для конкретного человека, но и для страны, не только для страны, для России, или для Таиланда, но для всего мира, не только для буддистов, не только для Буддизма, но и для христианства, для ислама. Это общая цель. Потому, что мы живём вместе. Мы живём вместе, поэтому надо понимать друг друга. И Будда сказал, что есть 7 типов жён и 7 типов мужей. Надо думать — какого типа вы и ваша жена или муж. Какая у вас семья.

И Будда назвал шесть пунктов для тех, кто хочет быть плохим человеком. Он говорил, что надо, в этом случае, пить много алкоголя: водку, виски, вино, пиво. Надо много пить, очень много пить. И рано или поздно вы будете плохим человеком. Очень легко быть плохим человеком. Надо только побольше пить.

 

Вопрос:
А если не много?

Ответ:
Немого – это хорошо. Это хорошо для крови, что бы организм работал нормально. А, помаленьку каждый час, да? Маленький стакан, чуть, чуть, но каждый час пьёт водку. Двадцать четыре часа, ну ладно не надо 24 часа, только 12 стаканов за день. Чуть, чуть это значит может быть чуть, чуть для здоровья. Я видел таких, которые начали пить для здоровья, но потом стали алкоголиками. В принципе Будда сказал, что если хотите быть плохим человеком, то надо пить. А если не хотите быть плохим человеком, то наоборот. Будда сказал, что если человек хочет быть плохим, много пьёт, то скоро он потеряет свою собственность, конфликты — тоже начнутся.

Если много пить, то конфликт будет, здоровье будет плохое, плохая слава тоже будет. Люди будут говорить: «Он плохой человек». А в принципе, хочет он быть плохим человеком или нет, люди будут говорить, что он плохой человек. Общество не уважает людей, которые много пьют. На санскрите виски или водка называются «сура».

Сура – это значит смелый. Это значит смелый человек. Человек трусливый, а когда много выпьет говорит: «Ой, я хочу побить его. Помоги мне, я хочу побить его». Сам он не может потому, что еле на ногах стоит, очень пьяный. А кричит: «Где он?! Я хочу его побить! Помоги мне!». Сам не может стоять нормально, но хочет побить. Здоровье плохое и люди не уважают. Очень смелый, но не соображает. Смелый, но не правильный, потому что без концентрации, без концентрации — без сознания. И ум не нормально работает.

Если хотите быть плохим и людьми – пожалуйста. Будда сказал, как ими стать. Надо много пить. Сейчас есть реклама «Пиво можно пить по разному, а я люблю по русски». Вы смотрели эту рекламу? Я думаю, пьёт он пьёт по-американски, по-японски, по-фински, по-русски, всё равно будет пьяный. Поэтому бесполезно. Для здоровья не хорошо.

А если вы хотите быть плохим человеком, то надо ещё уйти из дома ночью. Уходить из дома ночью почаще. Просто каждую ночь надо уйти из дома. Куда она уходит каждую ночь развлекаться или к любовникам, я не знаю. Будда сказал, что люди, которые уходят ночью из дома не любят себя, не любят семью, разоряют собственность или имущество, деньги. У людей есть сомнения: «Куда он ушёл прошлой ночью?» У жены тоже есть сомнения, по поводу его отлучек.

Жёны тоже есть такие: «Ой, у меня сегодня вечером день рождения у подруги, отмечаем ночью» или «У меня сегодня вечеринка». Такие дни рождения очень часто. Это вызывает сомнения. Будет много в семье конфликтов. Если вы хотите, что бы конфликты в семье были часто, то надо уходить из дома почаще. Очень часто уйти в 9 часов, 10 или 11 или очень поздно приходить домой.

И ещё, надо ходить в театры почаще. Я думаю, театр русский или индийский – это очень разные вещи. Потому что индийский театр – это где танцуют женщины. Танцевала и пупок показала, попу тоже показала, только грудь закрыта, но всё равно людям очень легко уйти от мудрости. Например, у меня друг, я уже рассказывал, пришёл очень поздно….